Как правильно самостоятельно обслуживать трансмиссию на велосипеде


О наболевшем - смазка


Через наши руки проходит довольно большое количество велосипедов и лишь единичные питомцы могут похвастаться умением своих владельцев ухаживать за приводом. 

Часто распространённые ошибки:
- Смазка цепи маслами которые не предназначены для работы на открытой цепи.
- Смазка неочищенной цепи.
- Слишком обильная смазка.
- Смазка цепи из аэрозольного баллона.
- Сухая цепь. 

Теперь устроим небольшой разбор полётов по каждому пункту.

1. Пожалуйста, запомните, цепь велосипеда должна смазывать только маслом для цепи велосипеда. Почему? Всё очень просто - масло после отработки не должно оставить на цепи и трансмиссии практически никаких следов. Данный тип масел создан для работы в открытых условиях, и собирает на себя минимум грязи с дороги, в итоге ваша цепь чиста, прекрасно себя чувствует и не нуждается в тотальной чистке перед каждой последующей смазкой. Мы не будем вдаваться в технологические подробности, но просто поверьте - так надо. 
Что же происходит на практике? На практике к сожалению происходит полнейшее мракобесие. Цепи смазывают чем угодно: маслами для двигателей автомобилей, трансмиссионной отработкой, маслом для газонокосилок, маслом для цепи мототехники. Причём, что самое главное - масла не жалеют, пытаются залить всё. В итоге после нескольких десятков километров, на данную смазку налипает дорожная пыль\грязь\песок и наша смазка превращается в абразивную пасту, которая как наждачная бумага медленно но верно убивает нашу цепь, кассету и систему. Но самое веселье начинается когда встаёт задача очистить нашу трансмиссию от накопившийся в ней грязи. Поверьте, даже в условиях мастерской, это - нудная, долгая и дорогостоящая процедура. Не пожалейте относительно небольшие деньги на бутылочку правильной смазки для вашего двухколёсного питомца, её хватит на несколько лет катания и в сумме это будет дешевле. Наша мастерская предпочитает цепную смазку Rohloff.

2. Помните, смазывать нужно только чистую цепь, в противном случае на ней снова накопится абразив. Очистить цепь которая смазывалась правильной смазкой довольно просто: просто тщательно протрите её тряпкой, а так же щёткой уберите грязь со звёздочек кассеты и системы. Очистить цепь и элементы трансмиссии которые до этого смазывалась неправильной смазкой, гораздо сложнее. Вам придётся выжать цепь, снять кассету и несколько часов замачивать их в ёмкости с каким либо растворителем, затем тереть щёткой, сушить и возможно повторять процедуру, в домашних условиях это не самое приятное занятие. 

3. Цепь нужно смазывать точечно, очень малым количеством смазки, буквально по маленькой капле на каждое звено. Не нужно макать кисточку в смазке и мазать ей цепь, не нужно лить масло на цепь струёй, помните смазка должна быть внутри цепи, с наружней стороны цепь должна быть сухой, в противном случае даже на самую хорошую смазку налипнет нежелательная грязь. Алгоритм действий очень простой: вытираем цепь, точечно на каждое соединение наносим каплю масла, тратим 5 минут времени чтобы вышеуказанным методом пройтись по всей цепи, затем МЕДЛЕННО, вращаем цепь около минуты, чтобы смазка проникла внутрь цепи, желательно после этого дать велосипеду постоять некоторое время, а затем, НАСУХО вытираем всю цепь снаружи, допускается даже немного пропитать тряпку каким либо растворителем (слегка), чтобы убрать масло с наружней стороны цепи. Смазка закончена, времени потрачено 10 минут. 

4. Никогда, вот просто никогда не смазывайте вашу цепь универсальной смазкой из аэрозольного баллона, особенно в том случае если на вашем велосипеде дисковые тормоза! Да, это быстрее и удобнее НО, качественно цепь вы таким образом не смажете, большая часть смазки будет снаружи цепи, а так же на всех других компонентах велосипеда, например на тормозных дисках, что потом повлечёт за собой очистку дисков и обязательную замену колодок. Были случаи когда задний тормоз начинал издавать страшные звуки при торможении да и эффективность его упала процентов на 40? Основная причина - смазка...

5. Цепь должна быть смазана всегда, в противном случае идёт повышенный износ, а так же неприятный стрекочущий звук не смазанной цепи при езде. Вам всё равно на цепь? Хорошо. Но пожалейте нервы окружающих. Стрекочущая цепь сразу же выдаёт недалёкого владельца. Единственный допустимый случай, возвращение после грязевой\мокрой\длительной покатушки. 

Что у нас должно быть на выходе:
  1. Чистая цепь, кассета и система.
  2. Сухая снаружи цепь!
  3. Долгая и счастливая жизнь трансмиссии.
Так же, отдельно хочется упомянуть, что в смазке всех трёх компонентов трансмиссии нуждается только цепь! Звёзды кассеты и системы в смазке не нуждаются, мало того это принесёт только вред.