Горный Алтай

ОТЧЕТ

Отчёт о велотуристическом походе 4-й категории сложности по Алтайским горам (Республика Алтай), совершенном 10–29 августа 2015 г. Руководитель группы Емаков В. В. Адрес руководителя: 150030, г. Ярославль,

ОГЛАВЛЕНИЕ
  1. Справочные сведения о походе
  2. Сведения о районе похода
  3. Организация похода
  4. Фактический график движения
  5. Техническое описание маршрута
  6. Итоги, выводы, рекомендации
  7. Использованные источники информации
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Отчет содержит описание велосипедного туристского похода четвертой категории сложности по Горному Алтаю (Республика Алтай) по маршруту: Горно-Алтайск, Карасук, Карасукский перевал, Сугул, Паспаул, Левинка, Туньжа, Чоя; Советское, Ишинск, Ускуч, Кебезень, Артыбаш; Телецкое озеро, водопад Корбу, водопад 40 грехов, южный берег Телецкого озера; Коо; переправа река Чулышман, «Каменные грибы», переправа река Чулышман, Водопад Чул-Оозы, перевал, Кату-Ярык; Улаган, Акташ, Чибит, пещера большая Белобомская, Йодро, Иня; Инегень, брод через реку Казнахта; брод через реку Тургунда, Тюнгур, Усть-Кокса, пещера Усть-Канская, Усть-Канск, Яконур; Келей, Усть-Мута, Чёрный Ануй, Топольное, Искра, пещеры в селе Искра, Солонешное, Медведевка, Первомайский; Лютаево, Берёзово; Белокуриха, Старобелокуриха, Россоши, Нижнекаменка, Алтайское; Ая; Катунь; Рыбалка, Горно-Алтайск. Протяженность маршрута по карте – 1090 км, по счетчику – 1039 км. Продолжительность похода – 19 дней, с 10 августа по 28 августа 2015 года.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
 

 

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Туристический опыт

Обязанности в группе

Емаков Владимир Викторович

1980

г. Ярославль, пер. Минина, д.10

Обманка 2 – пещера Чудесница, Ермолино, Кинешма, Щелыково, Гармониха, Няндома, Бесов Нос, Подпорожье

Руководитель

Носырин Никита Николаевич

1980

г. Ярославль, пр. Дзержинского, д.67

Няндома, Бесов Нос, Подпорожье

Хронометрист, летописец

Емакова Светлана Владимировна

2003

г. Ярославль, пер. Минина, д.10

Ермолино, Кинешма, Щелыково, Гармониха

Снаряженец


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА
Географическая характеристика района
Алтайские горы представляют собой сложную систему самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. Алтай называют «местом, где живут облака» – здесь часто можно наблюдать завораживающее зрелище, когда прямо на глазах облако зарождается и растет, выползая из-за соседней горы. Существуют различные гипотезы о происхождении названия Алтай. По одной из них, название происходит от монгольского разговорного слова «алтай» – горная страна с альпийскими лугами, кочевья в высоких горах. По другой же гипотезе, само слово алтай происходит от названия гор. Погода в Горном Алтае капризна и непостоянна. Климат здесь резко континентальный – Алтай располагается почти в самом центре континента, в отдалении от всех океанов. Однако стоит отметить, что климатические условия сильно различаются в зависимости от района и определяются в большей степени высотой и господствующими ветрами. Интересно, что самое теплое место Западной Сибири, как и ее «полюс холода», находятся на территории Республики Алтай.
Туристская характеристика района
Туризм и отдых на Алтае, так же как и сам Горный Алтай, могут быть очень разными. Любители спортивного туризма знают этот край уже очень давно – альпинисты и горные туристы, водники, спелеотуристы и просто любители спорта из года в год приезжают в эти места за новыми впечатлениями и спортивными достижениями. Также получил развитие конный туризм на Алтае с организацией плановых маршрутов, таким образом, туристы без специальной спортивной подготовки смогли открыть для себя этот край.
Туристская характеристика маршрута
Маршрут похода был проложен по местности с максимально контрастными типами дорог, градиентом, погодными условиями, пейзажами и бытом местного населения. Телецкий тракт – невысокие перевалы. То, как живет местное население, не сильно отличается от центральной России. Маршрут пролегал по асфальтированным дорогам. Долина реки Чулышман – район, в котором нет привычных нам современных дорог и трасс. Дороги гравийные, в некоторых местах грунтовые. Большая часть местного населения занимается натуральным хозяйством, животноводством (производством говядины). Долина знаменита множеством водопадов, «каменными грибами», курганами. Перевал Кату-Ярык – живописный подъём с градиентом до 25%. Наверху ярко выраженный континентальный климат с ранней осенью и низкими температурами ночью.
Улаганский перевал – верхняя точка маршрута. Отличается длинным подъёмом и не менее длинным спуском с разными покрытиями дорог. Вдоль дороги – множество горных озёр. Чуйская долина – федеральная трасса, пролегающая вдоль реки Чуя. Вдоль дороги расположены памятники древней цивилизации – статуи, петроглифы. Малонаселенная местность, популярная среди любителей экстремальных сплавов. Тропа Инегень – характерна опасными участками на отвесных скалах. Почти не заселена. Дорога Тюнгур-Усть-Кан – живописная трасса, проходящая вдоль равнин, прерываемых высокими хребтами. Маршрут пролегал вдоль «главной» реки Горного Алтая, реки Катунь. Солонешенский район – граница алтайских гор и алтайской степи. Для него характерно множество сопок различной высоты. Белокуриха – знаменитый курортный район с уникальными достопримечательностями.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА
Набор группы проводился на форуме сообщества Yarider. Стартовой точкой стал Горно-Алтайск, вместо первоначально запланированного Бийска, что существенно сократило количество неинтересных нам равнинных участков. Отдельное внимание мы уделили балансировке велосипеда. Специально для похода были приобретены передние багажники: перемещение части груза на вилку положительно сказалось на управляемости велосипедов и значительно упростило удержание велосипедов на сложных пеших отрезках пути. Для физической подготовки мы участвовали в бреветах под эгидой Audax Club Parisien и походах выходного дня. Под сомнением оказалось участие одного из участников из-за перелома руки за два месяца до старта, но реабилитация, несмотря на короткий период всего в две недели, прошла успешно благодаря заездам на >100 км.

 

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Дни пути Дата Участок Протяженность (км.) Чистое ходовое время (часы) Средн. Скор. (км/ч) Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Погода
1 10.08.2015 Аэропорт «Горно-Алтайск» – Паспаул 58,7 3:53:47 15,1 Асфальт, Карасукский перевал Ясно
2 11.08.2015 Паспаул – Артыбаш 108,3 8:48:00 12,3 Асфальт, Пьянковский перевал Ясно
3 12.08.2015 Артыбаш – Балыкча 5,9 0:38:46 10,2 Асфальт, переправа через озеро на катере, грунтовка Ясно
4 13.08.2015 Балыкча – Коо 42,8 4:36:02 9,3 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» , пеший подъём на 579 м / 1,04 км Дождь
5 14.08.2015 Коо – Кату- Ярык 40,3 6:04:39 6,6 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» , перевал Кату-Ярык Переменная, заморозки
6 15.08.2015 Кату-Ярык – Улаган 47,6 6:09:52 7,7 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» Дождь
7 16.08.2015 Улаган – Акташ 52,4 5:55:31 8,9 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», Улаганский перевал Ясно
8 17.08.2015 Акташ – Иня 86,8 5:40:42 15,3 Асфальт Ясно
9 18.08.2015 Иня – Казнахта 45,9 6:31:11 7,1 Скала, грунтовка, гравийка, горная тропа Ясно
10 19.08.2015 Казнахта – Тюнгур 37,7 6:26:52 5,9 Горная тропа, грунтовка, гравийка, брод через реку Казнахта, брод через реку Тургунда Ясно
11 20.08.2015 Днёвка 2,4 0:13:01 11,3   Ясно
12 21.08.2015 Тюнгур – Усть- Кокса 65,5 5:49:10 11,3 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» Ясно
13 22.08.2015 Усть-Кокса – Сигаш 71,1 5:08:23 13,8 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», перевал Громотуха Дождь
14 23.08.2015 Сигаш – Яконур 58,6 4:25:21 13,3 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», Кырлыкский перевал Дождь
15 24.08.2015 Яконур – Искра 77,6 5:20:22 14,5 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», Келейский перевал Ясно
16 25.08.2015 Искра - Белокуриха 117 8:32:29 13,7 Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», асфальт Ясно
17 26.08.2015 Днёвка 0 0 0   Дождь
18 27.08.2015 Белокуриха - Верх- Ая 77,6 8:09:10 9,5 Асфальт, Бирюкский перевал Ясно
19 28.08.2015 Верх-Ая - Аэропорт «Горно- Алтайск» 42,4 2:25:57 17,5 Асфальт Ясно

 

 

 
 
 
 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
 
1-й день. 10 августа 2015. Понедельник

Strava

Начальный пункт маршрута – аэропорт «Горно-Алтайск» в селе Майма.

4 км. Забрали туристическое оборудование из транспортной компании.

10 км. Подъехали к национальному музею, но тот оказался закрыт.

12 км. Искали музей-стоянку, но его не оказалось. Закупились едой в магазине на выезде из города.

39 км. На тандеме за несколько километров до пика перевала сломался «петух» и задний переключатель. Удалось приспособить десятискоростной переключатель к восьмискоростной манетке, а «петух» от другой рамы.

53 км. После деревни Сугул мы нашли родник. Запаслись питьевой водой.

58 км. После села Паспаул выбрали место для стоянки между дорогой и рекой Малая Иша. Всю ночь не давали спать коровы – гремели колокольчиками.

 

2-й день. 11 августа 2015. Вторник

Strava

С утра мы почувствовали, что зря так лихо заходили на перевал накануне ­– ноги были забиты. Участник, который сломал руку накануне поездки, стал заметно отставать на подъёмах – сказывалась шоссейная система передних звёзд и его слабая физическая подготовка из-за большого перерыва и короткой реабилитации после травмы.

18 км. Прибыли в Чою. Короткий отдых и пополнение запасов еды. Рядом с посёлком много пасек, производящих знаменитый алтайский мёд. Поскольку возить с собой стеклянные банки не хотелось, мы купили медовухи в полуторалитровой пластиковой бутылке

45 км. В селе Ускуч у тандема развалился передний багажник, ремонтируем.

57 км. Достигли пика перевала Пьяньковский. Местные торговцы напоили нас чаем.

Затем лихо спустились к реке Бия.

После перекуса решили ехать по темноте до Артыбаша, чтобы нивелировать отставание от графика, допущенное в первый день похода. Дорога очень тёмная, даже в населенных пунктах. Автомобили встречаются нечасто.

90 км. В Кебезене нашли работающий магазин и поужинали.

108 км. Остановились в паре километров от Артыбаша на турбазе на берегу Бии.

 

3-й день. 12 августа 2015. Среда

Strava

Strava

С утра провели технический осмотр велосипедов, поменяли цепи, подтянули багажники.

1 км. Закупили запас продуктов и договорились насчет катера. Решили объединиться с парой из Омска – так дешевле.

По пути посетили знаменитые водопады. Высадились у водопадов Торбу и «40 грехов». Если первый сделан типичным туристическим местом с кафе, сувенирами, смотровыми площадками, то второй остаётся «диким».

Высадились на южном берегу Телецкого озера.

6 км. Разбили лагерь в долине Чулышман.

 

4-й день. 13 августа 2015. Четверг

Strava

Успели собрать лагерь до непогоды. Как только выбрались на дорогу, начался град, а затем продолжительный дождь.

5 км. Балыкча. Удивились количеству продуктовых магазинов, видимо, работают для туристов. Сразу за посёлком у тандема начались проблемы с проколами.

Вообще 4-й день стал днём «глубокого погружения в Алтай». Помимо красивейших видов, нас поразил быт теленгитов. Цивилизация здесь словно остановилась лет 100 назад: основной транспорт – лошади, местное население одето, в основном, в национальные костюмы. Верхом на лошадях местные выглядели как монголо-татары с картинок из учебников истории.

В Чулышманской долине очень много водопадов.

21 км. Курган.

35 км. Посёлок Коо.

41 км. Прибыли к слиянию рек Карасу и Чулышман. Велосипеды мы оставили на турбазе, а сами форсировали реку на лодке и пешком поднялись на 579 метров к «Каменным грибам».

43 км. Поскольку мы промокли до нитки, решили ночевать на турбазе, чтобы высушить одежду.

5-й день. 14 августа 2015. Пятница

Strava

С раннего утра отправились вверх по Чулышману.

31 км. Водопад Кату-Ярык

Впереди нас ждал самый трудный участок – перевал Кату-Ярык. Подъем на 800 метров за 3,5 километров. Средний уклон – 18%. Дорога – размытая грунтовка. Группа преодолела перевал за 3 часа.

40 км. Лагерь разбили в паре километров от долины. Ночью температура опустилась ниже нуля, и мы решили ночевать в одной палатке всей группой.

 

6-й день. 15 августа 2015. Суббота

Strava

Утром мы продолжили покорять подъём.

16 км. Побывали в интересном кафе. Расположено оно в аиле, оформлено в традиционном стиле, хозяйка тоже в национальной одежде. Никакого меню нет: что принесла хозяйка, то и ешь. Всю еду там готовят сами, от хлеба до кефира.

27 км. Балыктюль. Случайно привлекли внимание местных нетрезвых мужчин, они захотели с нами пообщаться. На дорогах время от времени стал появляться асфальт.

41 км. Улаган. Пополнили запасы еды. Купили 1,5 л национальной кефирной водки. Пытались выпить её всю следующую неделю – не осилили и половины, выкинули.

48 км. Разбили лагерь. Судя по количеству мусора, место популярное среди местных.

 

7-й день. 16 августа 2015. Воскресенье

Srtava

Так как МТБ-тандем чувствовал себя на подъёмах гораздо лучше, чем гибрид с шоссейной трансмиссией, мы приняли решение разделиться.

24 км. Взяли пик улаганского перевала. На спуске асфальт практически отсутствовал, дорога представляла собой «стиральную доску», что не позволяло двигаться быстрее 20 км/ч. Тандем на спуске потерял три камеры и одну покрышку. Из-за поломок финишировали примерно в одно время.

52 км. Встали в живописном месте на берегу реки Чуя сразу за Акташем.

 

8-й день. 17 августа 2015. Понедельник

Strava

Чуйский тракт порадовал нас асфальтом.

47 км. посетили пещеру в местечке Белый Бом.

60 км. Ближе к Катуни стали часто попадаться памятники древности – скульптуры и петроглифы.

87 км. Прибыли в Иню, где сняли баню, чтобы отдохнуть перед самым сложным участком маршрута.

 

9-й день. 18 августа 2015. Вторник

Strava

Поскольку навесной мост через Катунь смыло паводком, пришлось идти тропой на скалистом склоне.

10 км. Вышли на скалу. Находясь на скале под прямыми лучами солнца, быстро исчерпали запас воды, который до Инегеня пополнить было невозможно. Вода в Катуни была непригодна для питья.

Этот день оказался самым жарким. Термометр велокомпьютера показывал +42 градуса на солнце.

31 км. Прибыли в Инегень, где пополнили запасы воды.

39 км. Вышли на тропу.

46 км. Разбили лагерь.

 

10-й день. 19 августа 2015. Среда

Strava

2 км. Переходили реку Казнахта вброд. Течение у реки очень сильное, но кто-то повалил два дерева и перекинул их через реку, это значительно обезопасило переход. Дальше тропа настолько круто уходила вверх, что в некоторых местах можно было двигаться только пешком.

Спуск тоже был небезопасным, поэтому мы часто спешивались.

18 км. Переход реки Тургунда вброд серьёзных проблем не доставил.

38 км. Прибыли в Тюнгур, где остановились в турбазе «Зелёный Дом». Несмотря на очень маленький пробег, этот день оказался самым тяжёлым, поэтому было принято решение сделать днёвку.

 

11-й день. 20 августа 2015. Четверг

Strava

День отдыха. Съездили только до кафе пообедать.

 

12-й день. 21 августа 2015. Пятница

Strava

После Тюнгура дороги стали более качественными, что значительно увеличило пробег и среднюю скорость.

60 км. Въехали в Усть-Коксу. Запаслись провиантом.

66 км. Встали лагерем на берегу реки.

 

13-й день. 22 августа 2015. Суббота

Strava

День запомнился сильнейшим дождём, жертвами которого стали два сотовых телефона.

2 км. Перевал Громотуха.

71 км. Разбили лагерь под дождём.

 

14-й день. 23 августа 2015. Воскресенье

Strava

День запомнился сильным встречным ветром.

5 км. Завершили подъём на Кырлыкский перевал.

43 км. Въехали в Усть-Кан, посетили там пещеру. Все сделано для удобства туристов: лестница, грамотный гид, а спуститься с горы можно на тарзанке.

48 км. Свернули с трассы на грунтовую дорогу.

59 км. Остановились в деревне Яконур.

 

15-й день. 24 августа 2015. Понедельник

Strava

Жители деревни Яконур накормили нас с утра вкуснейшим супом, а потом провожали всей семьей.

14 км. Преодолели Келейский перевал.

78 км. Встали лагерем у деревни Искра.

 

16-й день. 25 августа. Вторник

Strava

Утро началось с посещения пещеры.

После выезда из деревни у тандема окончательно износились покрышки. Пришлось на заднее колесо монтировать сразу две, чтобы как-то доехать.

15 км. Проехали Солонешное.

52 км. Покинули территорию Горного Алтая и въехали в Алтайский край.

Несмотря на то, что мы официально выехали из Горного Алтая, рельеф оставался сложным для передвижения.

117 км. Въехали в Белокуриху. Поселились в мини-гостинице.

 

17-й день. 26 августа 2015. Среда

Отдых. Покупка запчастей (покрышки, камеры, задний переключатель). Ремонт.

 

18-й день. 27 августа 2015. Четверг

Strava

День начался с «восстания машин»: вампирчик отказывался заряжаться от динамки, компьютер отказывался записывать gps-данные. К вечеру всё само собой заработало нормально.

51 км. Посещение дендрария в селе Алтайское.

72 км. Преодолели Бирюкский перевал.

78 км. Разбили лагерь в поле рядом с ручьём.

 

19-й день. 28 августа 2015. Пятница

Strava

17 км. Прибыли в Аю. Нас соблазняли вывески различных кафе и баров, которыми заполнена вся трасса, но мы выстояли. Правда пришлось поплутать, так как мост, по которому мы планировали ехать, был разрушен паводком, и мы искали другой. Качество покрытия Р-256 дюже радовало, и нам удалось закончить поход на достаточно неплохой средней скорости.

42 км. Финиш в аэропорту «Горно-Алтайск»

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Наш маршрут оказался интересным и разнообразным. Особенно впечатлило богатство природы горного Алтая, а также то, как живут алтайцы вне городов. Как мы и думали, использование передних багажников оказалось отличной идеей. Большой проблемой стало то, что один из участников взял с собой недорогой, недостаточно качественный и теплый спальник. Совершенно непригодной оказалась система передних звезд от шоссейного велосипеда, не позволяющая ехать со скоростью менее 11 км/ч. Туринговые полуслики значительно выиграли по сравнению со спортивными покрышками. На достопримечательности в стороне от дороги, такие как каскад водопадов Шинок, необходимо выделять отдельный день.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Карты Open street map
  2. Портал gpsies.com
  3. Карты Garmin ТОПО
  4. Ресурс welcometoaltai.ru
  5. Проводник Иван Харлей

© Носырин Никита

редакторы: Юлия Пазюк, Сева Шапошников

Комментарии  

ЕМАК
0 #1 ЕМАК 09.12.2015 08:53
спасибо Никита за отчёт с меня конь и як в одном флаконе
Night-FoX
+1 #2 Night-FoX 09.12.2015 09:09
Никита всё таки снизошёл до отчёта) Браво)
Marfan
+2 #3 Marfan 09.12.2015 11:13
Цитирую Night-FoX:
Никита всё таки снизошёл до отчёта) Браво)

Знал бы ты чего мне это стоило...писатель из меня никакущий...а тем более правщик HTML
Толян
+2 #4 Толян 12.12.2015 13:02
Хорошая покатушка. Народ, засчитаем всем участникам её, как поход 4-й категории?