Тропой Хо Ши Мина (Вьетнам - 2014)
- Подробности
- Категория: Байк - Отчёты
- Автор: Age
- Просмотров: 5162
Отчет по походе по северному Вьетнаму с 28 апреля по 17 мая 2014 года.
Участников - пятеро
Дней - 20 (считая от двери до двери)
Километров - 1000 (почти ровно, по факту чуть больше)
День 1. Предисловие, трансфер и вылет.
После Турции, Финляндии, Грузии и прочего ближнего зарубежья потянуло нас на экзотику. Вьетнам привлек своей малоизвестностью у туристов, а следовательно - естественной жизнью небогатой тропической страны. Билеты купили за пару месяцев. Сайт Аэрофлота выдавал цену - 28т.р. за билет туда-обратно. Сдвинув даты на 2 дня, получили цену в 26 т.р., которую и заплатили. В апреле оказалось, что поторопились - вышла акция, и билет до Ханоя подешевел меньше 20к, но было поздно) Вывод - торопится с билетами не стоит.
Второй вопрос - ночевки. Предполагали, что в палатках будет очень жарко, потому, после прочтения отзывов, заказали гамаки в питерской фирме. Прочитана куча отзывов об этой альтернативе палаткам, и сделали основной вывод - пока не попробуешь, не узнаешь) Первое испытание ночевкой провели в наших краях, и ночью ударил заморозок. -2 градуса поначалу испортили впечатление от гамаков, но в жару они оказались незаменимы. После пары выездов научились сносно их устанавливать. По итогам впечатление от гамаков осталось хорошее - в жарком климате настоятельно рекомендуется как замена палатке.
Третий вопрос - прививки от местной нечисти. Было много прочитано про малярию, гепатиты и прочее. Прививок решено не делать, специальных лекарств не брать) В аптечке - только универсальные средства от кишечных расстройств и головы. Такой подход наверно безбашенный, но с точки зрения болезней на севере страны все спокойно.
Остальные вопросы - трансфер, упаковка велов и прочая мелоч - решились быстро. Аэрофлот рассматривает велосипед как спортивное снаряжение и перевозит как одно место багажа, вес не должен превышать 23кг. Предел в аэропорту Шереметьево установили в 23,9кг, все что превышало - упаковали в ручную кладь. При покупке билетов запросили подтверждение на велы и на всякий случай распечатали. Вылетели по расписанию, следующий день встретили в полете.
День 2. Прилет, Ханой и Sleeping bus
Рассвет встретили над Бирмой
Аэропорт Ной Бай в Ханой встретил душным воздухом и полупустым залом. Сразу же на выходе нашли стоянку такси. На ломаном английском объяснили таксистам нашу цель - город Донгхой, до него около 700км. Это вызвало у них шок, за микроавтобус заломили цену - 1200 долларов, без торга. На этот раз шок был у нас. Тогда взяли микроавтобус до южного автовокзала Ханоя, за 45 долларов со всех. Ехали часа полтора, сквозь толпы мопедов и разных повозок.
Редкие автомобили полностью подстраивались под мопедное царство. Сигналили все, по поводу и без повода - это тоже особенность местного дорожного движения. К сигналам надо привыкнуть - бибикание не означает опасность, это просто обозначение себя на дороге.
Когда приехали к автовокзалу - следали вокруг него 3 круга(!) как мы поняли - водитель не мог сразу договорится насчет въезда на его территорию, ругался с охранниками, а может, пытался договорится с ними. Вобщем, выгрузились на территории вокзала. Теперь надо было перекусить и разменять доллары на местные донги. Я и Димон пошли искать обменник. Нашли несколько банков, и тут столкнулись с местным графиком: С 11.30 до 13.00 у всех обед, или сиеста. Больше часа ждали открытия. Потом поменяли деньги, курс - 21070 донгов за 1 доллар, или 1000 донгов=1,7 рубля. В кассе вокзала купили билеты. Объяснили что нам нужно с помощью охранника, который немного понимал английский и карты на телефоне. 5 билетов до Донгхоя обошлись в 1500000 донгов (500 рублей за билет), еще по 5 долларов заплатили на месте за велосипеды. Неплохо, учитывая расстояние в 700 км и 14 часов в пути. Сам автобус - sleeping bus это весьма популярный местный транспорт, выглядит внутри так
2 прохода по салону, 2 этажа, сзади 5 мест в ряд, где мы и расположились. Велосипеды убраны в багажник. Отправились в 5 часов вечера. Достали ром из дьютика, какую то закуску, куртками и носками заткнули кондиционер, который дул как попало.
Пару раз останавливались - тогда к автобусу подходили торговцы снедью, примерно как на нашем юге. Я купил нечто, завернутое в пальмовые листья, которые по незнанию пытались есть) Название самого продукта не запомнил, но понял то, что листья несъедобные! Сам продукт так себе - какая то нуга с древесным привкусом, есть можно. Вьетнамец, стоявший рядом с торговкой, пытался заполучить лишний 100.000 донгов (170 р.), кроме уже уплаченых 30 (50р.) На что получил вежливый отказ. Про это пишут во многих отчетах - турист для хитрых местных источник денег. Эта ночь опять прошла в дороге, выспались кое-как.
День 3. Тихий океан
Проснулись в автобусе, и уже около 7 утра по местному времени (В Ярославле в это время 4 утра) выгрузились в городе Донгхой и стали собирать байки. Это бы момент истины - могли быть сюрпризы в виде забытых вещей, поломок. dennn потерял свой шлем - видимо, он укатился на первый этаж автобуса и ктото из местных прихватил его. Потеря неприятная, но не фатальная - подобие шлема было куплено здесь же, в Донгхое.
Ранний час, но местные проснулись и движение на дороге оживает.
Идем на рынок, там покупаем кепку с усиленной макушкой - это подобие шлема) Дэн говорит, что сидит на голове даже удобнее потерянного шлема, меряем - и соглашаемся. Почти весь поход он проехал в этой кепке, надеясь привезти его домой... увы, этим планам не суждено было сбытся. Сам рынок очень маленький, находится во дворе какой то застройки.
Ближе к реке наблюдаем две картины: первая - это сбор устриц, которых потом подают в кафешках. Сам канал доверия не вызывает - грязная вода и берега. Позже к вьетнамским представлениям о санитарии привыкаем, но первое время настораживались.
И второе - это митинг! Сегодня 30 апреля - это день освобождения Южного Вьетнама в 1975 году. Граница между Северным и Южным Вьетнамом проходила по 17 параллели - совсем недалеко от нас на тот момент.
Решили ближе не ехать, а двинуть в сторону берега. Местная река - небольшая сама по себе, но ближе к морю разливается.
И вот он - Тихий океан!
Нашли кусты и решили вздремнуть после тяжелой дороги. Купаемся, загораем... Как оказалось зря - тропическое солнце уже вечером дало о себе знать ожогами. После пары часов тюленинга идем в кафе, где сидели кучками местные жители. По пути дети - маленькие и постарше, и некоторые взрослые - кричали "Hello!" Это приветствие сопровождало всю поездку - еще бы, белые люди на велосипедах!
В кафе - низенькие столики, кучки пьющих пиво и чтото кричащих аборигенов. С официантами, они же хозяева, объяснились просто - ткнув в названия блюд в меню. С оплатой разобрались также - набрали нужную сумму на калькуляторе. Взяли рис с приправами, рыбу, овощи - все на 5 персон, плюс 12 бутылок пива. Все вместе обошлось в 410.000 донгов - это 700 рублей. Прикидывали, сколько бы это стоило к примеру в Моремане)
Отдохнув, решаем ехать в первую контрольную точку маршрута - национальный парк Фонгня-Кебанг с пещерами и подземными реками. В первый ходовой день проехали 46 км. Спокойное место для ночевки нашли на вершине холма. Жители единственной палатки Димон и Тема скептически смотрели на наи первые потуги по установке гамаков - я свой повесил не с первого раза.
Стемнело рано - в 7 вечера уже непроглядная тьма, сразу же заснули.
День 4 - Национальный парк Фонгня-Кебанг
Тропическая ночь невероятно шумная - цикады, птицы и прочая живность, стрекочут, орут, чирикают. Особенно громкие цикады - их не видно, но слышно везде и всегда. К шуму привыкли, к графику "в 5 подъем, в 19 отбой" - тоже) Но акклиматизация впоследствии давала о себе знать плохим самочуствием в течении примерно одного дня у каждого. Спустились с холма и выехали на нау дорогу - на карте она обозначена как Ho Chi Minh Duong, или тропа Хо Ши Мина. Это не историческая Тропа - та проходила через Лаос, это наподобие федеральной трассы, одной из двух, соединяющих север и юг страны. Вторая идет ближе к побережью.
Километров через 15 местность стала оживать.
За входом в нацпарк - памятник, судя по барельефу, вьетнамо-советкой дружбе
Едем далее по указателям, упираемся в турбазу с кафешками, пристанями, предложениями экскурсий.
На этих лодках устраивают экскурсии в пещеру Фонгня - одна из самых крупных в мире пещер с подземной рекой. Плыть до нее километров 6, билет вместе с лодкой на 5х стоил около 700000 донгов (240р с человека). Вобщем то немного. Лодки оснащены старыми дизелями, плывут медленно. В самой пещере - переходят на весла. Лодки заплывают километра на полтора вглубь земли. Я в таких местах не был - поэтому впечатляет! dennn сравнил с Новоафонской в Абхазии - в пользу последней. Мнения разделились, но посетить определенно стоит! Если конечно кто пойдет по нашим стопам)
пешая прогулка внутри пещеры.
По завершению этой экскурсии - отправились в пещеру Тьеншон, она меньше и сухая. Находится в той же горе, что и Фонгня и меньше ее.
На той же лодке плывем назад в деревню, там небольшой перекус мороженым. Встретились с англичанами - они путешествовали на мопедах. Мопеды купили здесь же. Цена? 5 миллионов, это 8500 рублей за рабочий экземпляр. Насчет получения водительских прав не парились). Это одни из немногих иностранцев, которых встретили в этой части страны. Все передвигались именно на мопедах - на авто и на велах не встретили никого.
Дорога после нацпарка
Зашли еще в одну кафешку для перекуса. Цены как и везде - на 200 тысяч донгов на пятерых можно досыта поесть. Если конечно однообразность местной кухни не надоест). Зато получается 70 рублей с человека, включая пиво. Оно служило средством спасения от жары. Настоящего пекла пока не было, но о температуре ниже 30 можно только мечтать).
Дом местных жителей - жилое помещение сообщается со столовой или мастерской - смотря чем занимается семья. Никаких дверей, все максимально приближено к улице.
Взяли кофе - невероятно вкусный и насыщенный, как шоколад. Но маленькая порция и очень долгое приготовление - надо ждать, пока жалкие 50 грамм напитка процедятся через слой кофе и сито. Цена - чтото около 10000 донгов за порцию (17 рублей)
Памятник жертвам американской агрессии - единственный попавшийся на пути по провинции. Находится он на перевали высотой в 470 метров, где я и Димон остановились подождать отстающих. Видимо, с исторической памятью у вьетнамцев плохо. Напоминаний о страшной войне в этой стране почти не осталось.
На следующей ночевке гамаки привесили между бетонной стеной дорожной насыпи и столбом - получилось неплохо)
Транспорт на дороге ночью не донимал - но цикады все также трещали. Поужинали макаронами, запив их ершом - баночное пиво разбавили спиртом, пронесенным мимо таможни в ручной клади).
День 5 - Первая "соточка"
И вновь гамаки показали себя достойно, тогда как палаточники начали роптать на духоту в своем домике. Звонил домой - говорят что погода не очень, но до конца недели обещали солнце и потепление до +15. Это в то время, когда здесь похолодание до +24 явилось великим благом). Завтракаем остатками ужина. Собираем вещи, по очереди поднимаемся на отвесную насыпь дороги. Попадались домики старой постройки, с соломенной крышей
Большинство построек были все же каменными. Обратили внимание на один мост - он когда то был огромным, но сейчас его полностью поглотили джунгли.
Железная дорога - она во Вьетнаме узкоколейная (колея 1000мм), подвижной состав соответственно меньше. Особой популярностью этот транспорт не пользуется - поезд видели всего один раз за всю поездку, и тот из нескольких вагонов. Пассажирские поезда по другим отчетам есть - но наблюдать их не удалось.
В одной кафешке остановились поесть, заказали традиционный "Pho" с овощами, пивом. Обошлось в обычную сумму - около 200.000 донгов, или 350 рублей на 5х. Там же изучили карту, сравнивая Генштаб с более современной OSM и спутниковыми снимками, которые я перед походом загрузил в телефон.
Решено было ехать Тропой и дальше, и свернуть в сторону моря близ города Тханьхоа. Далее - ехать в Ниньбинь, там посетить национальный парк, буддийские монастыри, а после двинуть в бухту Халонг. Это основная черта наших походов - подробный план маршрута рождается на месте).
Но на следующий день предстояло свернуть в сторону границы с Лаосом, и пересечь ее. Это потому, что безвизовый период во Вьетнаме для россиян составляет 15 дней, у нас же получалось 18. Стоило пересечь границу с такой же безвизовой страной, и эти 15 суток исчислялись заново.
Несмотря на жару, ехалось нормально. Каждые 10 км останавливались для отдыха и питья. И каждый раз становились объектом интереса со стороны местных) Для местных девушек фотосессия с иностранцами - большая честь и возможно +100500 к авторитету среди подруг
Полагаю, что такие же фотки уже есть во Вьетнамском секторе фейсбука - местные фоткались с нами на телефоны.
А это собака какой то особой, съедобной породы.
Собаки здесь в большинстве такие же маленькие - они попадают на обеденный стол, не успев вырасти. На мясном рынке видели их опаленные тушки. Вегетарианцам и любителям животных это лучше не видеть).
Ближе к вечеру стал накапывать дождь. Дискомфорта он не доставил - воздух и без него влажный, а лужи сохли быстро. Место для ночевки искали очень долго - везде населенка. По спутниковым снимкам нашли место, где не было деревень и свернули туда, на пару километров от дороги. Перед этим встретили еще иностранцев на мопедах - из Ирландии (кстати, обижаются, когда их называют англичанами)).
Достойного места так и не нашли, расположились в лесу рядом с тропой, по которой гнали скот. И тут сюрприз:
Эти довольно подвижные твари укусили Димона и Тему - жителей палатки. dennn успел снять с себя пиявку. Я и Sergei этой участи избежали). Потом узнали, что это пресноводные пиявки - довольно безобидные существа, но тогда встревожились сильно. Палатку переместили на дорогу, где пиявок было хотя бы видно. А гамаки повесили как можно выше
На бензиновой горелке приготовили тушеные овощи. В этот же день впервые заправил свою горелку - до этого жег бензин еще из дома.
Эта ночевка оказалась самой сырой за весь поход. Зато впервые вышли на норму "сотня в день" - пробег за день составил 108км
День 6 - Лаос
Первое желание после подъема - разумеется, покинуть это слишком мокрое место и негостеприимных пиявок. Было 3 мая - а значит, до отлета домой оставалось уже меньше 15 дней, и следовало продлить разрешенный период пребывания в стране. Самое простое и дешевое - пересечь границу с другой такой же безвизовой страной, проставить отметки в паспортах на границе и вернутся обратно - отсчет 15 дней начинается заново. Под боком был Лаос - правила въезда для россиян как во Вьетнаме, разве что попросят заполнить миграционную карту при въезде и выезде из страны. Едем по Тропе Хо Ши Мина дальше, и на нужном перекрестке сворачиваем налево - в направлении границы.
По пути увидели грандиозную стройку - видимо это плотина ГЭС
Доехали до очередного города с труднопроизносимым названием. До Лаоса около 40км, причем в гору. Поступило предложение взять напрокат мопеды и съездить налегке, Sergei и dennn поехали в отель на разведку. Разведка обнадежила: отель рядом, стоит 10 долларов с человека, прокат мопедов для постояльцев - 5 долларов в день. Отель впечатлил: За 350 рублей здесь были кондиционеры, WiFi и остальные прелести цивилизованных стоянок. Впоследствии узнали - что 10 долларов это дорого, средний отель стоит 7-8 долларов с человека. Номера очень даже приличные.
Заселяемся, обедаем в кафе, что рядом с отелем. Дальше я вел переговоры насчет мопедов, помогал в этом телефон с установленным онлайн-переводчиком) Чел на ресепшене тоже воспользовался техникой. Гугловский переводчик кстати неплохо переводит с вьетнамского на русский. Выяснили, что на мопедах ехать в Лаос не вариант - менеджер объянил, что такая техника до туда не доедет - "прогорит выхлопная труба". Возможно он и прав - набор высоты оказался почти 700 метров. Тем более что наш народ с мопедами не дружен - Sergei улетел в канаву, помяв зеркало (выправили тут же). На велах тем более сложнопреодолимо. Тут же он предложил такси. Таксистом оказался старший или даже хозяин отеля на Toyota Land Cruiser. 5 нас и 3 вьетнамца разместились в авто с 3 рядами сидений. Машина внешне произвела впечатление новой - идеальный внешний вид и салон. Но на серпантине выяснили, что впечатление обманчиво - резина на виражах свистела, подвеска стучала и гремела... За красивым лоском скрывался полностью убитый японский таз.
На вьетнамском КПП проставили выездные штампы, пришлось заплатить пошлину - чтото около 100000 донгов (170 рублей) с 5х. Вошли на территорию Лаоса, КПП нашли не сразу - он в километре от вьетнамского. Новая лаосская таможня только строится.
Да, виды здесь сильно отличаются от идеально вылизанных и обустроенных европейских границ. Например финской в Брусничном
Вьетнам - в целом бедная страна, но когда зашли на Лаосскую таможню...
В облупленном помещении на потолках гнездились мухи, бабочки и прочая живность, стояла сырость. Эта страна стоит еще на ступень ниже в экономическом развитии. Посетить ее стоит любителям настоящей дикости - здесь мало населения и много природы, гор и лесов.
Обменяли немного донгов на местную валюту, чтобы заплатить пошлину. Таможенники выдали листки - миграционные карты. Заполнили, как смогли, латинскими буквами. К записям не придирались - ничего сложного нет, лаосские закорючки продублированы английским текстом. Пошлина на въезде и на выезде, пиво в дьюти-фри (им оказался обычный сарай с такой вывеской) - и мы опять во Вьетнаме. Таможенник, проверив паспорта, спросил - "Russia? Ukraina? Putin?" Киваем - мы не Украина, мы Россия, а Путин наш чел, знаем его) Тот достает телефон и показывает новости - ессно, на вьетнамском)
Из них делаем вывод, что на Украине чтото опять происходит(
За кордоном ждет водитель на Крузере, едем с ним в отель. Такси обошлось в 600.000 донгов - это 1000 рублей. Неплохо за 80 километров и часовое ожидание.
Напоследок немного пофоткали с балкона отеля.
День 7 - Жара
Ранним утром выехали из отеля
и направились в обратный путь - к перекрестку с Тропой ХоШиМина. По ней двинулись в сторону города Ниньбинь - в планах было посетить национальный парк и буддийский монастырь. Этот день запомнился жарой - пожалуй самой сильной за весь поход. Если вчера акклиматизацией страдал я, теперь эта же участь настигла dennn-a. Проявляется она как неважное самочувствие, ломота в суставах и отсутствие аппетита. Страшного ничего нет, но такие же признаки есть и у более опасных болезней. Перестройка организма под местный климат занимает как раз день - завтрашний днем как ни в чем не бывало. Остановки для питья и отдыха - каждые 10-12км. Пейзажи - деревенские. На обед встали в небольшой кафешке. Был полдень и самая жара, которую стоило переждать.
38 градусов - это естественно в тени. На солнце прибор стабильно указывал 50, я уже начинал опасатся за его исправность). Заказали местного пива - здесь было разливное в кегах по 2 литра. Оно оказалось намного вкуснее баночного, и что интересно, дешевле). Один из местных составил компанию
Пора было ехать - хозяева предлагали остатся и указывали на солнце, жарко было даже для них. Тем не менее, выдвигаемся. Это была самая что ни на есть провинция, местные транспортные колорит бросался повсюду. Это нечно имело дизельный двигатель и скорость около 10км/ч
Перевозка скота - когда мопед заменяет Газель
Еще пара остановок - и ищем место для ночлега. Тёма сделал фотку местного быта
Особенность здешних домов в том, что рабочее и жилое помещение находятся под одной крышей. Жилая комната переходит в столовую или мастерскую - смотря чем занимается семья, и вся ее жизнь протекает как на ладони. Такая особенность Востока.
Место для ночлега нашли не сразу - исследовали 2-3 холма, пока нашли площадку вдали от глаз. Лезть пришлось 50 метров наверх. Оттуда позвонил домой. После жаркого дня особенно грела мысль, что на родине +12, но "обещают потепление" :-)
День 8 - Немного цивилизации.
Здесь, в лесу на вершине холма, почему то было больше москитов, чем обычно. А на утро пришлось даже залезть в спальник! После вчерашней жары неожиданно похолодало - на рассвете было аж +23!. Завтракаем остатками фруктов и спускаемся на трассу по колючему склону. Среди придорожных заведений наблюдаем ларек с настойками - на змеях, скорпионах и даже пчелах.
Пробуем каждую) Довольно слабые - градусов 20-25, на вкус - показалось немного отдает какими то лекарствами). За пол-литра одного вида змеевки заплатили 30.000 донгов (50 рублей). Там же на деревенском минирынке закупили мяса, специй и устроили привал за деревней - точнее между крайними домами деревень) Ведь ненаселеных мест вдоль трассы почти нет.
В одном городке обратили внимание на плакаты со старыми добрыми символами.
В этой стране напоминания о социализме далеко не на каждом шагу. Кроме плакатов - еще пионерские галстуки на школьниках. Их мы встречаем часто - они стайками возвращаются из школ на велосипедах, некоторые делают попытки обогнать).
Так ближе к вечеру приехали к водохранилищу. Здесб местность изменилась - берега совершенно неожиданно оказались ухоженными. Ни кустарников, ни высокой травы.
Местность стала напоминать наши края. Особенно - когда увидели забор в глубине облагороженного участка. Решили встать на ночлег рядом. Но деревья, куда можно привесить гамаки - только за забором. Оттуда выходит пожилой вьетнамец, жестами объясняем ему, что хотим остановится на ночлег.Улыбаясь,он кивает,приглашает заходить на его территорию. За деревьями виден дом - возможно, это загородная усадьба зажиточных вьетнамцев. Вышло так,что это последняя ночевка на природе за поход - дальше были только отели.
Вечер...
День 9 - Снова океан
Покинув стоянку, едем в сторону моря - до него километров 40. Гостеприимная Тропа ХоШиМина была покинута,и поехали в сторону города Тханьхоа. Это один из крупных городов - население 3,5 миллиона, здесь традиционный деревенский колорит сменяется современным городом.
И снова хаос городского движения
Окружная дорога вокруг Тханьхоа - город активно строится. История говорит,что во время последней войны город активно обороняли от американских самолетов - десятки,если не сотни летающих тварей сбиты в этих краях. И сам город был разрушен почти полностью. Активная стройка продолжается и сейчас - вдоль трассы старых домов почти нет, сама дорога отменная.
Ден и Димон соскучились по морской кухне, да и все устали от постоянных "com" и "pho". Решено сегодня не упиратся, и найти какой-нибудь отель на побережье. Отель был найден на берегу моря - даже целых 2) Выбрали тот,который стоил дешевле - 35 долларов за ночь со всех. После погуляли по пляжу - он не очень чистый, здесь живут больше рыбаки, а не туристы. Сами отели предназначены видимо для небогатых отпускников, аналог советских пансионатов.
Был куплен фрукт,напоминавший дуриан - но это оказался плод хлебного дерева. Ранее такое никогда не ели. Фрукт оказался невероятно липким и без особого вкуса - видимо его едят только в приготовленном виде. Руки и лицо отмывали очень долго, липкую слизь не брало даже мыло)
Рыбацкий кораблик на этих фото - самодельная конструкция из бамбука и подручных материалов. На дно для плавучести уложены куски пенопласта и пятилитровок, надстройка сколочена из досок. Есть двигатель с самодельным гребным винтом - все предельно просто, хотя и медленно и не очень надежно)
День 10 - Ниньбинь
Выходим из гостиницы и направляемся на местный рынок - с целью затарится морепродуктами. Неожиданно за килограмм крабов заламывают 500.000 донгов - 850 рублей. Мы ожидали дешевле) Идем на более крупный рынок, там покупаем крабов и креветок, выходит чуть дешевле. Остановились около кафешки. В ней покупаем пиво и нам разрешают постоять рядом). Делаем здесь полноценный обед - хотя по времени это скорее завтрак.
Тут примус dennn-а в очередной раз показал характер -
Готовка продолжается на моем китайском примусе. Он слабее "Дастана" - открытый котелок долго не мог закипеть, но безопаснее и экономичнее. Кстати, о горючем: бензин покупали на заправках, стоит он здесь 40.000 донгов за полторашку получается 42-43 рубля за литр (это инфа для нытиков, кто считает что в России бензин неоправданно дорог). Заправки здесь без вывесок и даже без цен, единственный ориентир - собственно наличие бензоколонки)
Народ тем временем проявлял любопытство: нашелся даже человек, немного знавший русский язык! Оказалось, он учился в Москве. Другим в диковинку наш транспорт
Еще один, видя наши попытки приготовить морепродукты, решил помочь - весьма кстати
Часа через 2 собираемся и движемся дальше по маршруту. Был городок с рынком, где я и Димон искали продукты для следующего перекуса. Одну торговку попросили отрезать кусок нечто, оказавшегося несоленым и безвкусным омлетом - его готовят только в составе других блюд, но всех тонкостей мы не знали. А торговка разрезала кусок на мелкие кубики - языковой барьер не давал шансов на понимание) Когда попробовали один кубик и ушли - подняла визг, пришлось купить весь, благо стоил всего 10.000 донгов (17р.). Остальные торговцы решили, что иностранцы просто недовольны качеством товара и подняли незадачливую женщину на смех)) Так что общение на рынках - только жестами, иностранные языки знают единицы.
Ближе к Ниньбиню пейзажи меняются
Сам город - маленький, но имеет большую агломерацию и потому выглядит вполне солидно.
Находим гостиницу и останавливаемся. Место оказалось не очень удачным - жизнь на дороге кипела даже ночью, старые окна от шума почти не защищали, выспались плохо. План на следующий день - выбратся в национальный парк с водяными пещерами и посетить буддийский монастырь - один из крупных во Вьетнаме.
День 11 - Снова пещеры и буддийский монастырь.
С самого утра выдвинулись в национальный парк Ниньбиня - Там Кок. Другое его название - "Сухой Халонг", разница с настоящим - здесь вода, разделенная скалами, а не наоборот. От города парк недалеко - с учетом плутаний километров 15.
За вход заплатили 80.000 донгов с человека (140 рублей), еще в 100.000 ( 170р) обошлась аренда лодки. Велосипеды оставили на охраняемой стоянке - по 5000 донгов (8 рублей) с байка. Лодки оказались проще - вместо мотора женщина с веслами) крайне низкая посадка, из-за чего было опасение переворота.
Лодочная станция
Спасжилеты? не слышал)
Это одна из остановок - уединенная пагода на озере, связанном с остальным миром лишь затопленными пещерами.
Прикормленные карпы
Собственно, сами подводные пещеры - их очень много, и они ниже и короче, чем Фонгня-Кебанг. Соединяют они озера в единую систему.
А эта пагода - уединенней не найдешь) добратся до туда в состоянии только горные козлы
Забираем велы со стоянки, едем в БаДинь - это крупнейший во Вьетнаме буддийский храмовый комплекс. На стоянке встречаем двух немок на прокатных велосипедах - по этому поводу вспоминаем, что сегодня 8 мая, а завтра стало быть День Победы) Немки налегке укатывают в ту же сторону, мы с рюкзаками едем чуть медленнее.
Перед главным входом - продажа сувениров. Размеры и цены на эти сувениры говорят о том, что для их покупки нужно пренебречь некоторыми заповедями Будды)
Особо изощренные фигуры, вырезанные из цельного дерева, стоили больше миллиона российских рублей.
Тут подходит человек и спрашивает на английском, не из России ли мы. Получив утвердительный ответ - переходит на отличный русский с весьма прикольным акцентом) Рассказал, что зовут его Лёня, он 9 лет жил в России, здесь представляет общество вегетарианцев. Сейчас в монастыре знаменитый праздник Весак - в его религиозные подробности вдаватся не стали). Это единственный встреченный нами человек, который действительно хорошо говорил по русски! Оставляем запись в книге для гостей
После идем в сам монастырь. Народа просто нереально много. Самая высокая пагода пока закрыта - на реставрации. Вдоль крепостной стены стоят 400 статуй архатов - буддийские мыслители, достигшие просветления.
Колокол на старой пагоде...
.. и жертвоприношения)
Наличие правительственного авто лишний раз говорит о серьезности праздника)
Организация праздника понравилась - денег за вход не брали, девушки волонтеры раздавали бесплатную воду. Постояв на верхнем этаже старой пагоды, едем домой в отель. В городе едем на рынок, и тут с Димоном случается проблема - уворачиваясь от мопеда, он попадает в дорожную яму, падает и садит хорошую восьмерку на передний обод. Кое-как доковыляли до отеля и принялись за ремонт.
После выяснилось, что кроме колеса лопнуло крепление багажника - его удалось починить. А обод при попытке выправить силой дал трещину по сварному шву... купить новый здесь было негде. Решаем оставить как есть и надеятся на авось) надежда не подвела, поврежденное колесо выкинули уже в аэропорту, после того как оно проехало еще 250км)))
P.S. Водка в фарфоровых бутылках - рисовая, стоила 70.000 донгов (120р) и оказалась вполне достойной
День 12 - 127км до Хайфона.
12 день нашего похода пришелся на 9 мая - праздник, о котором знают даже во Вьетнаме. Нас не поздравляли, однако встреченные позже в Халонге соотечественники рассказывали, что в ханойском кафе их поздравляли местные вьетнамцы) А легенды про то, как в туристических местах Таиланда, Египта, Турции немцы в День Победы уходят подальше или прячутся по номерам - даже не легенды вовсе, а самая настоящая быль. Наклейки на авто в стиле "На Берлин!" появляются везде, где есть русский дух - независимо от географических координат. Но сегодня мы не встретили ни русских, ни немцев) Рано утром выехали из отеля, Димон с поврежденным ободом держал стандартные 30км/ч. Были сомнения - преодолеем ли сотню с лишним до крупного города Хайфон, очень хотелось проехать. Попутный ветер очень помог в этом. Раз 10 останавливались в разного рода забегаловках. Самая гламурная выглядела так
Почти европейская кухня и обстановка. Заминка вышла с оплатой. Когда попросили счет, нам написали такую бумажку
Плотный обед на 5х с пивом - за 130 рублей? Оказалось что это цена за последнюю порцию пива, сам обед обошелся чтото около 700 килодонгов. Радость преждевременная.
До Хайфона долетели на одном дыхании, одометры показали 127км. Самый длинный дневной пробег, весьма достойный показатель для наших средних широт. Для жары - просто великолепный! :-) Но если бы не попутный ветер - вымотались бы в 0. С другой стороны, попутный южный ветер приносит жару, а встречный северный - живительную прохладу) В разные дни везло по разному.
В Хайфоне отметить 9е мая решили недалеко от гостиницы. Долго выбирали меню
Потом взяли местного вина. В честь праздника отправились морально разлагатся в массажный салон. Процесс деградации затянулся до глубокой ночи. Впрочем - раз можно себе позволить)))
День 13 - Ворота в Халонг
Цель этого дня - доехать до самой главной цель путешествия - бухты Халонг. Река Хонха (она же Красная, она же Red River) - вторая по величине в стране, после Меконга. Здесь она разделяется на множество рукавов. Через один из них перекинут новенький вантовый мост, по которому и поехали.
Виды реки впечатляют - океан недалеко, и морские суда не стесняются заходить
Проезжаем через промышленную зону. Это видимо электростанция. Чистое здание с иголочки - такое во Вьетнаме можно увидеть только вблизи очень крупных городов.
А через следующий рукав переправлялись уже на пароме. Это русло заметно шире предыдущего - на взгляд, километра два. Переправа с велосипедом стоила 5.000 донгов (8 рублей). Стоим в очереди
На пароме
Паром несамоходный - баржа тащится буксиром, причем буксир прикручен тросами не сзади или спереди, а сбоку)
"...Термометр поднялся аж на 45..."
И вскоре после высадки увидели первую аварию - они здесь все таки есть. Надо сказать, что вьетнамцы управляют мопедами очень ловко - но аварий мало прежде всего потому что никто не превышает скорость. Может быть, это дисциплина) Но больше верится - что моторчики принудительного воздушного охлаждения просто перегреваются в тропической жаре и не тянут долго на скорости.
А вот и Ворота в жемчужину Вьетнама - бухту Халонг! Неподалеку перекусываем осьминогами и креветками - морская еда почему-то стоит здесь дорого.
Гостиницу нашли очень быстро - приехал чел на мопеде и предложил жилье, которое обошлось в 5 долларов с человека за ночь. Конкуренция там огромна - чуть ли не каждая семья сдает помещения. Иные услуги тоже не нуждаются в поиске: так называемый "бум-бум" предложит подъехавший на мопеде сутенер, едва завидев иностранца)
Это был еще не сам Халонг - а его пригород Ха Чау, где местных мало, зато много отелей. Здесь решаем остатся на пару дней и заказать экскурсию по бухте.
День 14 - Экскурсия по бухте Халонг.
На ресепшене нашего мини-отеля показали проспекты экскурсий. Их много - от 4часовых до 3-дневных. Выбрали экскурсию с ночевкой - она обошлась в 85$ с человека. За нами приехало такси и отвезло на нужный причал - первое впечатление оказалось положительным) Там долго ждали гидов. Гид явился и долго объяснял правила на ломаном английском. Его толком не поняли - знания языка не те) Потом сели на прогулочную яхту. Это оказалось суденышко полностью из дерева, с каютами внизу и кают-компанией с баром на втором этаже.
Снаружи кораблик выглядит так
Ключи от кают выдали позже - пока все сидели в кают-кампании и ждали первого обеда.
Бар
Отчалили с опозданием, первой точкой маршрута была пещера Thien Cung на одном из островов. Скорость - 9-10 км/ч, движение в заливе невероятно плотное
Вот и сама пещера
Ее фотки внутри - это отдельная тема! В интернете их полно, и красота порой отдает фотошопом... Но нет - все это реально так
Это вид на бухту острова с высоты пещеры
Собрав народ, кораблик поплыл дальше. Проходили известные плавучие деревни. Строить дома на воде здесь определенно проще, чем на скалистых крутых берегах.
В программе была прогулка на каяках - их спустили с борта и по очереди садились. Это совмещалось с купанием. Во время последнего развеяли один миф из путеводителей - об "изумрудно чистой воде" - она здесь очень грязная.
А ближе к вечеру сцепились между собой бортами четыре таких же яхты - так что можно было перейти с одной на другую. Так неожиданно встретили соотечественников - пожилую пару из Сургута. У ни квартира в Таиланде, и они сейчас путешествовали по Юго-Восточной Азии. Поговорили - оказалось, жилье в Таиланде стоит чуть дешевле чем в России, если покупать на стадии строительства. Некоторые русские туристов добирается туда не самолетом - а на авто или мотоциклах, через весь континент. Ну а исчезновение немцев на 9 мая - известная история на всех курортах). Кораблики не расходились до вечера - это означало ночевку на якорях. Оно понятно - у утлых деревянных посудин не было не то что локатора, а даже прожектора, и плавание ночью среди скал для них невозможно. Поужинали, и расположились в кают-компании.
Началось международное общение - вьетнамцев обучили русским словам приветствия, у них узнали, как произносzncz Com и Pho (мы так и не усвоили - но если сказать громко с выражением - то понимают))) С немцами долго спорили по проблеме - конечно же Крыма) Склонить на нашу сторону так и не удалось - пропаганда во всех странах работает грамотно. С вьетнамскими матросами подняли бокалы за летчика Ли Си Цина, "who is strike amerikan bombers". Испанцы, бразильцы, англичане, китайцы - может был еще кто) Разошлись спать ближе к полуночи.
День 15 - Продолжение экскурсии.
Утром корабли расцепились и отправились в обратный путь. Зашли на верхнюю палубу, сняли известные пейзажи.
Та самая скала - на купюре в 200.000 донгов.
Ключи от кают уже сдали - и тут неприятный сюрприз: оказывается, за распитие своих напитков взимается service pay в размере... 10$ за бутылку! Об этом говорилось перед началом экскурсии, на ломаном английском языке. Найденные в каютах 3 пустые бутылки из под местного вина Dalat (весьма неплохое кстати) предъявили нам, пригрозили полицией в случае неуплаты. В итоге решили не спорить и заплатили. Этот случай сильно испортил впечатление от экскурсии. Вьетнамский матрос Зунг, с которым весело сидели вчера, видя расстройсво, предложил купить пива - видно было, что искренне. Из иностранцев видели только бразильцев - остальные выглядели потрепанно после вечера)
Судно причалило к городу, нас повели в кафешку на обед и так же на такси отвезли обратно в отель.
Впечатление от бухты Халонг двоякое: Понравилась красивая пещера, скальные острова, общая организация. Не понравилось - общее отношение к туристам как к источнику денег (хотя это везде так), маленькие порции питания на борту и цена - с таким сервисом и содержанием могла бы быть и меньше. Сама бухта красива - но меня Аландские острова в Финляднии, честно, впечатлили куда больше. Разумеется в путеводителях и описаниях все сильно приукрашено: плавучие деревни - это не романтика, а серьезные жизненные неудобства для жителей, вынужденных жить посреди грязного моря и ловить для пропитания рыбу - которой к тому же все меньше. Яхты и кораблики красивые издалека - но на самом деле это обычные суда местной постройки, деревянные, со слабыми двигателями и никакой безопасностью. Хотя некоторые и выглядят фешенебельно.
В городе берем напрокат мопед. Я эту технику освоил довольно быстро: особенность местных двухколесных - центробежное сцепление и механическая 4-ступенчатая коробка. Мопед хоть и ушатанный - но бежал бодро
На мопеде прокатились до самого Халонга - он был на острове, через мост. Проводник провел в торговый центр, мопеды оставили на огромной подземной парковке. Поехали обратно, когда проводник убедился, что ничего покупать там не собираемся. В Халонге живут именно местные жители - рыбаки и торговцы, гостиниц здесь нет.
За эти 2 дня в Халонге отдохнули настолько - что 150км до Ханоя решили проехать своим ходом - изначальный план был ехать на автобусе.
День 15-16 - Путь до Ханоя
За эти 2 дня проехали остаток пути до Ханоя - откуда и началось путешествие. Дорога ничего интересного не принесла - разве что увеличивалось количество новеньких, с иголочки заводов, преимущественно китайских компаний. В одной такой промзоне зашли в кафе. Местная публика намного солиднее - большинство здесь на автомобилях. Это видимо инженеры и должностные лица с тех самых заводов. Один из них, узнав что мы из России, угостил пивом и предложил выпить за дружбу народов) Согласились).
Под одним из мостов на трассе увидели такое средство передвижения - мопед со спальным местом
Так на 16 день - это было 14 мая - поездки въехали в Ханой. Раза с третьего нашли приемлимую гостиницу. Стоила 7 долларов за сутки, и наученные горьким опытом житья в центре Ниньбиня - взяли комнату без окон) Не пожалели ни разу.
Дни 17-19 - Тюленим
Так сложилось исторически - что каждый поход нашего клуба включает в себя активную часть и 3-5 дней неподвижного сидения в конце. Так можно проникнутся атмосферой места, почуствовать себя туристом-"обывателем") Эти 3 дня посвятили покупкам сувениров, кофе и прочих прелестей. Кстати, о кофе: как говорят, вьетнамский продукт жирный и не подходит для кофемашин, потому не так популярен в Европе. То что мы пили - это великолепный, божественный напиток, наверно лучшее из всех вьетнамских блюд) Один недостаток - очень долго готовится. И мне в домашних условиях так и не удалось повторить этот вкус.
Несколько дежурных достопримечательностей:
Озеро Священной Черепахи (легенду про нее можно найти в путеводителях)
Музей B52 - пруд, в котором отдыхает сбитый американец. Находится метрах в 300 (если по прямой) от мавзолея Хо Ши Мина, почти самый центр города. Вокруг пруда пасутся куры (повторю - центр шести-миллионного мегополиса)
И конечно главный итог поездки)
Как то так...
В ночь на 17 мая отправились в аэропорт Нойбай, откуда и прилетели. Термометр на велокомпе показывал +29, воздух душный. Никакого намека на ночную свежесть. В аэропорту оставили израненной колеса Димона, перепаковывались взвешивались - и напрасно: на стойке взвесили один багаж из 5) В Шереметьево прохлада +19, достигаемая без помощи кондиционера. Кто был в тропиках - поймет, какое это великое благо)
Эпилог
Часто спрашивают - понравилось ли в такой то стране. Вопрос, по моему глупый - узнавание новых стран не может не понравится) Даже если проходит на пределе физических возможностей. Ведь потом можно честно сказать - что был не в туристическом инкубаторе, а в реальной стране без прикрас. Пожелания будущим правильным туристам:
- Оптимальный транспорт для путешествия по стране - мопед. Стоят они там дешево, сервис налажен и проехать можно много. Требуются права, причем только вьетнамские. Но, как и в России - "строгость законов компенструется необязательностью их исполнения"
- Представление о гигиене в этой стране - очень условное. Особо впечатлительным на кухни лучше не заглядывать - много мух и прочих насекомых, домашние животные питаются наравне с людьми. Рыбный соус - основная приправа, его запах абсолютно везде.
- Иметь при себе наличные донги. Вероятность расплатится карточкой минимальна.
- Внимательнее с торговцами - хитрые и пытаются развести
- Язык - жесты) Английский знают только в гостиницах (не везде), вероятность встретить знающего русский - мала, хотя и есть. Помогает гугловский онлайн переводчик, благо вайфай есть в любом отеле - неплохо переводит в обе стороны.
- ночевка в джунглях - можно, но ночью там очень громко. Цикады стрекочут так, что уснуть порой невозможно. Змей и хищников не наблюдали, но это не значит, что их нет. В этой стране лучше всего ночевать в отелях - дешево и везде спасительные кондиционеры
- со стоянкой на природе проблема и в том, что тяжело найти место - страна перенаселена, за деревней - сразу другая деревня, вдоль дорог каждый клочок земли занят
- Про использование гамаков - смотри отчет http://yarider.ru/index.php/elements/terra/bike/bike-reports/155---rebel-gears---
Финансовая сторона: на человека вышло от 45 до 50т. рублей - считая от "дома до дома" Можно сэкономить на самой дорогой части - перелете, если вылавливать акции.
Комментарии