Горный Алтай
- Подробности
- Категория: Байк - Отчёты
- Автор: Marfan
- Просмотров: 4610
Отчёт о велотуристическом походе 4-й категории сложности по Алтайским горам (Республика Алтай), совершенном 10–29 августа 2015 г. Руководитель группы Емаков В. В. Адрес руководителя: 150030, г. Ярославль,
- Справочные сведения о походе
- Сведения о районе похода
- Организация похода
- Фактический график движения
- Техническое описание маршрута
- Итоги, выводы, рекомендации
- Использованные источники информации
Отчет содержит описание велосипедного туристского похода четвертой категории сложности по Горному Алтаю (Республика Алтай) по маршруту: Горно-Алтайск, Карасук, Карасукский перевал, Сугул, Паспаул, Левинка, Туньжа, Чоя; Советское, Ишинск, Ускуч, Кебезень, Артыбаш; Телецкое озеро, водопад Корбу, водопад 40 грехов, южный берег Телецкого озера; Коо; переправа река Чулышман, «Каменные грибы», переправа река Чулышман, Водопад Чул-Оозы, перевал, Кату-Ярык; Улаган, Акташ, Чибит, пещера большая Белобомская, Йодро, Иня; Инегень, брод через реку Казнахта; брод через реку Тургунда, Тюнгур, Усть-Кокса, пещера Усть-Канская, Усть-Канск, Яконур; Келей, Усть-Мута, Чёрный Ануй, Топольное, Искра, пещеры в селе Искра, Солонешное, Медведевка, Первомайский; Лютаево, Берёзово; Белокуриха, Старобелокуриха, Россоши, Нижнекаменка, Алтайское; Ая; Катунь; Рыбалка, Горно-Алтайск. Протяженность маршрута по карте – 1090 км, по счетчику – 1039 км. Продолжительность похода – 19 дней, с 10 августа по 28 августа 2015 года.
ФИО |
Год рождения |
Домашний адрес |
Туристический опыт |
Обязанности в группе |
Емаков Владимир Викторович |
1980 |
г. Ярославль, пер. Минина, д.10 |
Обманка 2 – пещера Чудесница, Ермолино, Кинешма, Щелыково, Гармониха, Няндома, Бесов Нос, Подпорожье |
Руководитель |
Носырин Никита Николаевич |
1980 |
г. Ярославль, пр. Дзержинского, д.67 |
Няндома, Бесов Нос, Подпорожье |
Хронометрист, летописец |
Емакова Светлана Владимировна |
2003 |
г. Ярославль, пер. Минина, д.10 |
Ермолино, Кинешма, Щелыково, Гармониха |
Снаряженец |
Дни пути | Дата | Участок | Протяженность (км.) | Чистое ходовое время (часы) | Средн. Скор. (км/ч) | Характер пути, естественные препятствия, опасные участки | Погода |
1 | 10.08.2015 | Аэропорт «Горно-Алтайск» – Паспаул | 58,7 | 3:53:47 | 15,1 | Асфальт, Карасукский перевал | Ясно |
2 | 11.08.2015 | Паспаул – Артыбаш | 108,3 | 8:48:00 | 12,3 | Асфальт, Пьянковский перевал | Ясно |
3 | 12.08.2015 | Артыбаш – Балыкча | 5,9 | 0:38:46 | 10,2 | Асфальт, переправа через озеро на катере, грунтовка | Ясно |
4 | 13.08.2015 | Балыкча – Коо | 42,8 | 4:36:02 | 9,3 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» , пеший подъём на 579 м / 1,04 км | Дождь |
5 | 14.08.2015 | Коо – Кату- Ярык | 40,3 | 6:04:39 | 6,6 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» , перевал Кату-Ярык | Переменная, заморозки |
6 | 15.08.2015 | Кату-Ярык – Улаган | 47,6 | 6:09:52 | 7,7 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» | Дождь |
7 | 16.08.2015 | Улаган – Акташ | 52,4 | 5:55:31 | 8,9 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», Улаганский перевал | Ясно |
8 | 17.08.2015 | Акташ – Иня | 86,8 | 5:40:42 | 15,3 | Асфальт | Ясно |
9 | 18.08.2015 | Иня – Казнахта | 45,9 | 6:31:11 | 7,1 | Скала, грунтовка, гравийка, горная тропа | Ясно |
10 | 19.08.2015 | Казнахта – Тюнгур | 37,7 | 6:26:52 | 5,9 | Горная тропа, грунтовка, гравийка, брод через реку Казнахта, брод через реку Тургунда | Ясно |
11 | 20.08.2015 | Днёвка | 2,4 | 0:13:01 | 11,3 | Ясно | |
12 | 21.08.2015 | Тюнгур – Усть- Кокса | 65,5 | 5:49:10 | 11,3 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска» | Ясно |
13 | 22.08.2015 | Усть-Кокса – Сигаш | 71,1 | 5:08:23 | 13,8 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», перевал Громотуха | Дождь |
14 | 23.08.2015 | Сигаш – Яконур | 58,6 | 4:25:21 | 13,3 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», Кырлыкский перевал | Дождь |
15 | 24.08.2015 | Яконур – Искра | 77,6 | 5:20:22 | 14,5 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», Келейский перевал | Ясно |
16 | 25.08.2015 | Искра - Белокуриха | 117 | 8:32:29 | 13,7 | Грунтовка, гравийка, «стиральная доска», асфальт | Ясно |
17 | 26.08.2015 | Днёвка | 0 | 0 | 0 | Дождь | |
18 | 27.08.2015 | Белокуриха - Верх- Ая | 77,6 | 8:09:10 | 9,5 | Асфальт, Бирюкский перевал | Ясно |
19 | 28.08.2015 | Верх-Ая - Аэропорт «Горно- Алтайск» | 42,4 | 2:25:57 | 17,5 | Асфальт | Ясно |
Начальный пункт маршрута – аэропорт «Горно-Алтайск» в селе Майма.
4 км. Забрали туристическое оборудование из транспортной компании.
10 км. Подъехали к национальному музею, но тот оказался закрыт.
12 км. Искали музей-стоянку, но его не оказалось. Закупились едой в магазине на выезде из города.
39 км. На тандеме за несколько километров до пика перевала сломался «петух» и задний переключатель. Удалось приспособить десятискоростной переключатель к восьмискоростной манетке, а «петух» от другой рамы.
53 км. После деревни Сугул мы нашли родник. Запаслись питьевой водой.
58 км. После села Паспаул выбрали место для стоянки между дорогой и рекой Малая Иша. Всю ночь не давали спать коровы – гремели колокольчиками.
2-й день. 11 августа 2015. Вторник
С утра мы почувствовали, что зря так лихо заходили на перевал накануне – ноги были забиты. Участник, который сломал руку накануне поездки, стал заметно отставать на подъёмах – сказывалась шоссейная система передних звёзд и его слабая физическая подготовка из-за большого перерыва и короткой реабилитации после травмы.
18 км. Прибыли в Чою. Короткий отдых и пополнение запасов еды. Рядом с посёлком много пасек, производящих знаменитый алтайский мёд. Поскольку возить с собой стеклянные банки не хотелось, мы купили медовухи в полуторалитровой пластиковой бутылке
45 км. В селе Ускуч у тандема развалился передний багажник, ремонтируем.
57 км. Достигли пика перевала Пьяньковский. Местные торговцы напоили нас чаем.
Затем лихо спустились к реке Бия.
После перекуса решили ехать по темноте до Артыбаша, чтобы нивелировать отставание от графика, допущенное в первый день похода. Дорога очень тёмная, даже в населенных пунктах. Автомобили встречаются нечасто.
90 км. В Кебезене нашли работающий магазин и поужинали.
108 км. Остановились в паре километров от Артыбаша на турбазе на берегу Бии.
3-й день. 12 августа 2015. Среда
С утра провели технический осмотр велосипедов, поменяли цепи, подтянули багажники.
1 км. Закупили запас продуктов и договорились насчет катера. Решили объединиться с парой из Омска – так дешевле.
По пути посетили знаменитые водопады. Высадились у водопадов Торбу и «40 грехов». Если первый сделан типичным туристическим местом с кафе, сувенирами, смотровыми площадками, то второй остаётся «диким».
Высадились на южном берегу Телецкого озера.
6 км. Разбили лагерь в долине Чулышман.
4-й день. 13 августа 2015. Четверг
Успели собрать лагерь до непогоды. Как только выбрались на дорогу, начался град, а затем продолжительный дождь.
5 км. Балыкча. Удивились количеству продуктовых магазинов, видимо, работают для туристов. Сразу за посёлком у тандема начались проблемы с проколами.
Вообще 4-й день стал днём «глубокого погружения в Алтай». Помимо красивейших видов, нас поразил быт теленгитов. Цивилизация здесь словно остановилась лет 100 назад: основной транспорт – лошади, местное население одето, в основном, в национальные костюмы. Верхом на лошадях местные выглядели как монголо-татары с картинок из учебников истории.
В Чулышманской долине очень много водопадов.
21 км. Курган.
35 км. Посёлок Коо.
41 км. Прибыли к слиянию рек Карасу и Чулышман. Велосипеды мы оставили на турбазе, а сами форсировали реку на лодке и пешком поднялись на 579 метров к «Каменным грибам».
43 км. Поскольку мы промокли до нитки, решили ночевать на турбазе, чтобы высушить одежду.
5-й день. 14 августа 2015. Пятница
С раннего утра отправились вверх по Чулышману.
31 км. Водопад Кату-Ярык
Впереди нас ждал самый трудный участок – перевал Кату-Ярык. Подъем на 800 метров за 3,5 километров. Средний уклон – 18%. Дорога – размытая грунтовка. Группа преодолела перевал за 3 часа.
40 км. Лагерь разбили в паре километров от долины. Ночью температура опустилась ниже нуля, и мы решили ночевать в одной палатке всей группой.
6-й день. 15 августа 2015. Суббота
Утром мы продолжили покорять подъём.
16 км. Побывали в интересном кафе. Расположено оно в аиле, оформлено в традиционном стиле, хозяйка тоже в национальной одежде. Никакого меню нет: что принесла хозяйка, то и ешь. Всю еду там готовят сами, от хлеба до кефира.
27 км. Балыктюль. Случайно привлекли внимание местных нетрезвых мужчин, они захотели с нами пообщаться. На дорогах время от времени стал появляться асфальт.
41 км. Улаган. Пополнили запасы еды. Купили 1,5 л национальной кефирной водки. Пытались выпить её всю следующую неделю – не осилили и половины, выкинули.
48 км. Разбили лагерь. Судя по количеству мусора, место популярное среди местных.
7-й день. 16 августа 2015. Воскресенье
Так как МТБ-тандем чувствовал себя на подъёмах гораздо лучше, чем гибрид с шоссейной трансмиссией, мы приняли решение разделиться.
24 км. Взяли пик улаганского перевала. На спуске асфальт практически отсутствовал, дорога представляла собой «стиральную доску», что не позволяло двигаться быстрее 20 км/ч. Тандем на спуске потерял три камеры и одну покрышку. Из-за поломок финишировали примерно в одно время.
52 км. Встали в живописном месте на берегу реки Чуя сразу за Акташем.
8-й день. 17 августа 2015. Понедельник
Чуйский тракт порадовал нас асфальтом.
47 км. посетили пещеру в местечке Белый Бом.
60 км. Ближе к Катуни стали часто попадаться памятники древности – скульптуры и петроглифы.
87 км. Прибыли в Иню, где сняли баню, чтобы отдохнуть перед самым сложным участком маршрута.
9-й день. 18 августа 2015. Вторник
Поскольку навесной мост через Катунь смыло паводком, пришлось идти тропой на скалистом склоне.
10 км. Вышли на скалу. Находясь на скале под прямыми лучами солнца, быстро исчерпали запас воды, который до Инегеня пополнить было невозможно. Вода в Катуни была непригодна для питья.
Этот день оказался самым жарким. Термометр велокомпьютера показывал +42 градуса на солнце.
31 км. Прибыли в Инегень, где пополнили запасы воды.
39 км. Вышли на тропу.
46 км. Разбили лагерь.
10-й день. 19 августа 2015. Среда
2 км. Переходили реку Казнахта вброд. Течение у реки очень сильное, но кто-то повалил два дерева и перекинул их через реку, это значительно обезопасило переход. Дальше тропа настолько круто уходила вверх, что в некоторых местах можно было двигаться только пешком.
Спуск тоже был небезопасным, поэтому мы часто спешивались.
18 км. Переход реки Тургунда вброд серьёзных проблем не доставил.
38 км. Прибыли в Тюнгур, где остановились в турбазе «Зелёный Дом». Несмотря на очень маленький пробег, этот день оказался самым тяжёлым, поэтому было принято решение сделать днёвку.
11-й день. 20 августа 2015. Четверг
День отдыха. Съездили только до кафе пообедать.
12-й день. 21 августа 2015. Пятница
После Тюнгура дороги стали более качественными, что значительно увеличило пробег и среднюю скорость.
60 км. Въехали в Усть-Коксу. Запаслись провиантом.
66 км. Встали лагерем на берегу реки.
13-й день. 22 августа 2015. Суббота
День запомнился сильнейшим дождём, жертвами которого стали два сотовых телефона.
2 км. Перевал Громотуха.
71 км. Разбили лагерь под дождём.
14-й день. 23 августа 2015. Воскресенье
День запомнился сильным встречным ветром.
5 км. Завершили подъём на Кырлыкский перевал.
43 км. Въехали в Усть-Кан, посетили там пещеру. Все сделано для удобства туристов: лестница, грамотный гид, а спуститься с горы можно на тарзанке.
48 км. Свернули с трассы на грунтовую дорогу.
59 км. Остановились в деревне Яконур.
15-й день. 24 августа 2015. Понедельник
Жители деревни Яконур накормили нас с утра вкуснейшим супом, а потом провожали всей семьей.
14 км. Преодолели Келейский перевал.
78 км. Встали лагерем у деревни Искра.
16-й день. 25 августа. Вторник
Утро началось с посещения пещеры.
После выезда из деревни у тандема окончательно износились покрышки. Пришлось на заднее колесо монтировать сразу две, чтобы как-то доехать.
15 км. Проехали Солонешное.
52 км. Покинули территорию Горного Алтая и въехали в Алтайский край.
Несмотря на то, что мы официально выехали из Горного Алтая, рельеф оставался сложным для передвижения.
117 км. Въехали в Белокуриху. Поселились в мини-гостинице.
17-й день. 26 августа 2015. Среда
Отдых. Покупка запчастей (покрышки, камеры, задний переключатель). Ремонт.
18-й день. 27 августа 2015. Четверг
День начался с «восстания машин»: вампирчик отказывался заряжаться от динамки, компьютер отказывался записывать gps-данные. К вечеру всё само собой заработало нормально.
51 км. Посещение дендрария в селе Алтайское.
72 км. Преодолели Бирюкский перевал.
78 км. Разбили лагерь в поле рядом с ручьём.
19-й день. 28 августа 2015. Пятница
17 км. Прибыли в Аю. Нас соблазняли вывески различных кафе и баров, которыми заполнена вся трасса, но мы выстояли. Правда пришлось поплутать, так как мост, по которому мы планировали ехать, был разрушен паводком, и мы искали другой. Качество покрытия Р-256 дюже радовало, и нам удалось закончить поход на достаточно неплохой средней скорости.
42 км. Финиш в аэропорту «Горно-Алтайск»
Наш маршрут оказался интересным и разнообразным. Особенно впечатлило богатство природы горного Алтая, а также то, как живут алтайцы вне городов. Как мы и думали, использование передних багажников оказалось отличной идеей. Большой проблемой стало то, что один из участников взял с собой недорогой, недостаточно качественный и теплый спальник. Совершенно непригодной оказалась система передних звезд от шоссейного велосипеда, не позволяющая ехать со скоростью менее 11 км/ч. Туринговые полуслики значительно выиграли по сравнению со спортивными покрышками. На достопримечательности в стороне от дороги, такие как каскад водопадов Шинок, необходимо выделять отдельный день.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Карты Open street map
- Портал gpsies.com
- Карты Garmin ТОПО
- Ресурс welcometoaltai.ru
- Проводник Иван Харлей
© Носырин Никита
редакторы: Юлия Пазюк, Сева Шапошников
Комментарии
Знал бы ты чего мне это стоило...писатель из меня никакущий...а тем более правщик HTML